Азербайджанская невестка Баганиса….
Неуслышанные голоса

Тикин Лала в доме, который периодически обстреливается азербайджанской стороной, отказывается тосковать и по детству, и родным. “Не тоскую , вижу сына в таком состоянии и уже не тоскую”,- говорит она, бросая взгляд на сына, ставшего инвалидом.
Лала Сафаровна Атгезалова поселилась в Баганисе ровно 50 лет назад. Родное азербайджанское село находилось в нескольких километрах, ее и семья ее жениха дружили друг с другом, так их судьбы и пересеклись. Вышла замуж по простой причине: «Симпатичный молодой человек был, машину имел, влюбился , сделал предложение, а я согласилась, откуда было мне знать, что меня ожидает, что война начнется».
Азербайджанку Баганис в первый же день встретил с сюрпризом. Оказалось, что муж разведен, у него 4 сыновей, трое остались с матерью, младшего воспитала и вырастила тикин Лала. За годы совместной с Дереником жизни у них родились еще 3 детей - Армине, Андраник и Манушак. Но пастораль продлилась до войны. Муж спокойно сидел себе в саду, у пчелиного улья, когда началась очередная бомбежка, осколок снаряда попал ему прямо в сердце. Андраник в самые напряженные дни войны стоял на передовых линиях: Мегри, Физули, Горадиз. Тогда и лишился ноги. От правой ноги сохранилось только 7 сантиметром. По роковому совпадению отец потерял ногу в том же возрасте , во время Второй Мировой. Говоря о своей семье, которую война превратила в «инвалида», тикин Лала вспомнила и старшую дочь, Армине. Ее она не видела после 80-ых, дочь вышла замуж за бакинца, светленькая девочка была. Знает только, что у нее в Баку двое внуков , братья даже интересовались, пытались найти сестру, но безрезультатно.
Тикин Лала оставила в Азербайджане 12 братьев и родителей - Сафара и Салатин Атгезаловых. Не знает, живы или мертвы. Часто перелистывает фотоальбом , в котором бережно хранит их фотографии, но как только начинается обстрел Баганиса, забывает всех тех, кого оставила в Азербайджане: «Не о братьях, родителях , родственниках сейчас я беспокоюсь, главное, чтобы с моими внуками, семьей ничего не случилось». Тикин Лала глаз с внуков не сводит, боится за них. Дом Саакянов виден с азербайджанских постов. « Здесь очень опасно, каждая пуля сюда доходит»,- говорит Андраник, показывая единственную стену дома, которая могла бы защитить от пуль, только вот крыша обветшалая. «Если удар будет по крыше, то точно не выдержит»,- уверен Андраник.
У семьи армянина и азербайджанки армяно- азербайджанский конфликт отнял многое, но тикин Лала не жалеет о том, что 50 лет назад убежала с армянином в Баганис, который был обречен стать приграничным. «Я ни о чем не жалею, не жалею, что вышла замуж за армянина. Армения меня добродушно встретила, меня любили и уважали, как родную дочь , сестру…»,- говорит она.
Семью знают и уважает как в Баганисе , так и в соседних селах Ноемберяна. В этой семье все, от мала до велика, поют и играют на музыкальных инструментах. Даже маленький Самвелик уже играет на дхоле. Говорят, братья тикин Лалы тоже музыканты, довольно известные в соседних азербайджанских селах. Война лишила возможности играть вместе… Тикин Лала с 18 лет считает себя армянкой, бережет Андраника и своих внуков. Только в дни, когда в Баганисе царит временное перемирие и не слышны выстрелы, тикин Лала открывает фотоальбом. Как там сейчас мать, братья, светленькая дочь?...
А.Арутюнян К. Арутюнян
Материал подготовлен при содействии International Alert в рамках проекта EPNK, финансируемого Европейским Союзом. Содержание является ответственностью журналистов и не обязательно отражает точку зрения организации International Alert, ЕPNK и наших спонсоров.